Назначение трансформаторов

В производственной программе «ВЭТО» значительную долю занимает выпуск среднечастотных трансформаторов и автотрансформаторов для комплектации индукционных нагревательных установок. Мощность трансформаторов и автотрансформаторов может колебаться от десятков до нескольких тысяч киловольтампер, а частотный диапазон занимает зону от сотен герц до 12 000 Гц.
Основное назначение описываемых агрегатов – согласование параметров среднечастотной нагрузки – нагревательных индукторов — с параметрами источников питания- преобразователей частот — для создания оптимальных условий передачи электромагнитной энергии от источника к потребителю.
Впервые необходимость применения согласующих трансформаторов возникла при создании первых образцов индукционных устройств для поверхностной закалки машиностроительных деталей; именно тут потребовалось согласовать низкочастотную нагрузку – закалочный индуктор- с выходными параметрами источника средней частоты – машинного генератора.
В 1936 году профессор В.П.Вологдин и его ближайший помощник А.А.Фогель получили авторское свидетельство № 190408 на первый среднечастотный трансформатор (250 кВА, 2500 Гц), началась история применения и совершенствования весьма важного и, подчас, незаменимого агрегата, особенно для закалочных установок. Собственно говоря, и своё название «закалочные трансформаторы» они получили в те же годы.
За минувшие десятилетия закалочные трансформаторы пошли в своём развитии огромный путь: повысился их КПД, улучшились весогабаритные показатели, появилась возможность удобного изменения коэффициента трансформации, при необходимости стало возможным использовать трансформатор для повышения напряжения источника тока.
Но никакие усовершенствования не меняли основного показателя работы трансформатора – функции согласования.
С расширением области использования индукционного метода нагрева, особенно при применении его для целей нагрева металла под пластическую деформацию – ковка, штамповка, прокатка и т.п., стало целесообразным вместо трансформаторов использовать автотрансформаторы, которые значительно проще при изготовлении и эксплуатации.
К сожалению, автотрансформаторы имеют по сравнению с другими трансформаторами существенный недостаток, выражающийся в наличии гальванической связи между первичной и вторичной сторонами, что, в ряде случаев, при замыкании обмотки индуктора «на землю», создаёт аварийные ситуации для современных источников питания средней частоты – транзисторных генераторов.
С этой точки зрения, любой трансформатор несёт разделительную функцию, т.к. его обмотки не имеют между собой гальванической связи. Было бы правильным все среднечастотные трансформаторы, выпускаемые в настоящее время, называть «разделительно-согласующими». Но пока это название имеет только один трансформатор типа ТРС1-800.
За другими видами трансформаторов сохраняются названия, созданные пожеланиями авторов («ТЗ», «ТС» и др.), хотя их назначение «согласовать и разделять» остаются неизменными.